КРОПОТКИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ

КРОПОТКИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ  (род. в 1842 г. – ум. в 1921 г.)
 Выдающийся теоретик анархизма, создатель движения мирового анархо-коммунизма.




    Петр Кропоткин родился 9 декабря 1842 года в Москве в знаменитой и богатой княжеской семье. По отцу великий анархист – из княжеской династии Рюриковичей, что правила русскими землями до XVII века. Род Кропоткиных – Рюриковичей ведет свой отсчет от князей Смоленских, которые в XV веке перешли на службу к московскому великому князю. По линии матери Петр Кропоткин – внук героя войны 1812 года генерала Сулимы, который, в свою очередь, считал себя потомком гетмана украинских казаков, поднявших запорожцев на восстание против польских панов.
    Отец Кропоткина – отставной офицер, владел имениями с полутора тысячами крепостных в трех губерниях. Его сын с детства негодовал по поводу крепостного права и прислушивался к мнению домашнего учителя – студента университета Смирнова, который привил мальчику идеалы демократии. Петр Кропоткин окончил Первую московскую гимназию и Пажеский корпус. Как первого ученика корпуса его приблизил к себе император Александр II, Петр стал личным камер-пажем императора. В Пажеском корпусе Кропоткин выпускает рукописный журнал, в котором пропагандирует идеи конституции и либерализма.
    После окончания корпуса в 1862 году Кропоткин не остался при дворе, а решил "послужить обществу" и попросился служить в Сибирь – офицером в Амурское казачье войско. Царский манифест об освобождении крестьян породил в обществе либеральные надежды, и молодой князь решил способствовать реформам в Сибири, исследовать далекие земли империи. В те времена в среде образованных людей Сибири были сильны либеральные идеи, даже обсуждали проект отделения Сибири от России и образования демократических Сибирских Соединенных Штатов.
    В сибирский период Кропоткин предпринял ряд экспедиций, которые дали обширный материал для географических и геологических трудов молодого офицера. Он разведал пути доставки продовольствия из Забайкалья в Благовещенск через непроходимую тайгу, составил карты, провел геологические исследования. Кропоткин сделал открытие: нанесенного на географические карты гигантского горного хребта, что тянется от Монголии до Аляски, не существует. Еще одно открытие Кропоткина – вулканическая область нагорья Большого Хингана. В 1865 году Кропоткин организовал экспедицию с целью определения масштабов ледниковых отложений в Иркутской губернии. После этой экспедиции у Кропоткина возникла идея о ледниковых рельефах Сибири и причинах ледниковых явлений. В следующем году он предпринял Олекминско-Витимскую экспедицию, за которую Русское географическое общество присудило ему золотую медаль. Кропоткин обнаружил следы ледников и открыл, что Сибирь не равнина, а громадное плоскогорье.
    В Сибири Кропоткин работал в комиссии по подготовке проекта реформы тюрем и мест поселения, участвовал в составлении проекта городского самоуправления, занимался расследованием дел, связанных со злоупотреблением должностными лицами властью. Во время своих экспедиций Кропоткин знакомится с бытом казаков и сектантов-духоборов, переселившихся на Амур. Анархические общины духоборов, самоуправление казачьих кошей, чтение Прудона формировали у князя-либерала анархистские воззрения. Разочарование в офицерской службе пришло после жестокого подавления в 1866 году в Сибири восстания ссыльных поляков.
    В 1867 году Кропоткин вышел в отставку и возвратился в Петербург, поступил в Петербургский университет. Кропоткин-студент опубликовал 80 научных работ и монографий, получил золотую медаль Географического общества, был секретарем одного из его отделений, служил чиновником в Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел. Кропоткин мечтал создать полное географическое описание России, но когда в 1871 году он получил такое почетное предложение, то отказался от него. География и геология были не единственной страстью Кропоткина. В 1871 году он увлекся революционными идеями, вступил в радикальный подпольной кружок Чайковского, где близко сошелся с Софьей Перовской и Степняком-Кравчинским.
    В начале 1872 года Кропоткин получил разрешение на поездку за границу – в Швейцарию, Францию, Бельгию. Полгода князь провел среди европейских социалистов и русских эмигрантов. В Швейцарии он вступил в одну из секций Первого Интернационала, видел "безначалие" в среде бакунистов Юрской федерации. Кропоткин говорил, что он стал анархистом именно в Швейцарии. Взяв с собой груз нелегальной литературы, Кропоткин приехал в Петербург в июле 1872 года. Он мечтал наладить конспиративную работу при дворе и создать в Зимнем дворце конституционную партию заговорщиков. Но в 1873 году князь решает заняться революционным просвещением рабочих в нелегальных рабочих кружках.
    Осенью 1873 года по поручению "чайковцев" (членов кружка Н. В. Чайковского) Кропоткин составил программный документ организации и ее манифест: "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" В этом документе идеалом будущего строя объявлялась "анархия" – т. е. "союз вольных коммун" без центральной государственной власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы Кропоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих: "Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих, только тогда может оно рассчитывать на успех".
    Кропоткин прошел путь от восторженного принятия реформ Александра II до полного неприятия царской политики и превращения в заклятого врага царизма. Он общался со многими известными революционерами. В этом кругу были: П. Л. Лавров, С. М. Степняк-Кравчинский, В. И. Засулич, В. Н. Фигнер, Е. К. Брешко-Брешковская, Луиза Мишель, Эмиль де Лавеле. Согласно списку, составленному самим Кропоткиным, он вел переписку с 249 корреспондентами.
    21 марта 1874 года Кропоткин прочитал доклад в Географическом обществе о ледниковом периоде, ему было предложено занять место председателя Отделения физической географии этого общества. Через день Петр Алексеевич был арестован и оказался в Петропавловской крепости. Как члену Географического общества ему разрешили заниматься письменным трудом в камере. Больного, с признаками цинги Кропоткина перевели в тюремный лазарет, откуда летом 1876 года он совершил дерзкий побег. Пользуясь тем, что лазарет практически не охранялся, Кропоткин во время прогулки выбегает из его ворот и садится в пролетку, в которой князя уже поджидают друзья.
    Через Финляндию в августе 1876 года Кропоткин уезжает в Западную Европу и поселяется в Лондоне. Оказавшись без средств, Кропоткин пытается заработать литературным трудом: статьями для географического журнала “Nature”, статьями в Британскую энциклопедию. В начале 1877 года князь-революционер переезжает в материковую Европу. Поселившись в швейцарском Локарно, он частенько наведывается в Италию и Францию. В конце 1870-х годов Кропоткин близко сходится со многими деятелями русского и международного революционного движения, участвует в Международном социалистическом конгрессе в Генте (Бельгия).
    Кропоткин издает анархистскую газету "Бунтовщик" на французском языке, работает над обширным трудом "Всеобщая география". Однако в 1881 году его высылают из "самой либеральной" страны мира – Швейцарии.
    Власти Франции и Швейцарии усилили репрессии против лидеров анархистского движения, обвинив их в принадлежности к уже не существовавшему Интернационалу. Некоторое время Кропоткин живет в Лондоне, потом перебирается в Париж, но в Париже в декабре 1882 года его арестовывают по подозрению в причастности к взрывам в Лионе, совершенным группой анархистов-террористов с целью обострения политической обстановки во Франции. Кропоткин был приговорен к пяти годам тюремного заключения как "член Интернационала". В его защиту выступили самые известные люди Европы – философ Герберт Спенсер, писатель Виктор Гюго и другие, подписавшие петицию с просьбой освободить князя. В январе 1886 года французские власти вынуждены Кропоткина освободить, он переехал в Англию, где осел с семьей на долгие годы. Слежку за Кропоткиным, этим "опасным политическим преступником", вела за границей "Священная дружина" – организация, созданная при императоре Александре III с целью пресечения революционного движения и имевшая заграничную агентуру. "Дружина" вынесла Кропоткину смертный приговор.
    В Лондоне жена Кропоткина, Софья Григорьевна, родила дочь. Кропоткин заведует отделом в редакции толстого английского журнала, пишет статьи по биосоциологии, географии и параллельно разрабатывает теорию анархизма, став творцом нового течения – анархо-коммунизма. Кропоткин заявил о себе как крупнейший теоретик мирового анархизма. После смерти Бакунина в 1876 году он – самый авторитетный деятель анархо-коммунизма.
    Как ученый-естествоиспытатель Кропоткин стремился в теории анархизма применить научные методы. Для него анархизм – не просто идеал свободного безгосударственного общественного устройства, а философия – философия природы и человеческого общества. Метод познания Кропоткина был основан на единстве всего живого на Земле и едином для всех законе взаимной помощи и взаимосвязанности. Он доказывал, что закон взаимной помощи играет огромную роль в развитии всего живого. Кропоткин напоминал, что инстинкт взаимопомощи существует и в среде "общественных животных": муравьев, пчел… Ученый, отобрав из множества примеров и фактов самые убедительные, доказывал, что стремление к общению помогает животным выстоять в борьбе и сохранить свой вид. Именно этот инстинкт, развивавшийся в течение долгого времени среди животных и людей, научил их "сознавать силу, которую они приобретают, практикуя взаимную помощь и поддержку…" Инстинкт взаимопомощи, по Кропоткину, сыграл роль в создании таких форм человеческого общежития, как род, община, цехи, гильдии, вольные города, кооперативы, объединения людей по интересам, профсоюзы.
    Кропоткин доказывал, что закон взаимной помощи и солидарности – это всеобщий биосоциологический закон, который является условием прогресса человеческого общества, фактором его эволюции. "Что взаимная помощь, – писал он, – лежит в основе всех наших этических понятий, достаточно очевидно". В своей последней работе "Этика", оставшейся незавершенной, Кропоткин писал, что равенство в социальном плане – это и есть идеал анархо-коммунизма. В трактовке ученого равенство есть признание свободной личности, права на ее всестороннее развитие.
    Идя за Бакуниным, Кропоткин доказывал, что государство – главное зло, которое делает человека рабом. Оно "…защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда". Кропоткин считал, что либо государство раздавит личность и частную жизнь, либо оно должно быть разрушено, что будет означать возрождение новой жизни. Безгосударственное общество теоретик анархизма представлял в виде вольного федеративного союза самоуправляющихся единиц – общин, территорий, автономий, над которыми не тяготеет центральная власть и которые строят свои взаимоотношения на принципе добровольности и безначалия.
    В 1888 году Кропоткин основывает анархистскую газету "Свобода" на английском языке и начинает тесно сотрудничать с еврейской анархистской организацией Лондона. В 1897 и 1901 годах он посещает Канаду и США, где читает лекции по русской литературе и теории анархизма. Кропоткин считал, что революционная борьба "…должна быть направлена главным образом на экономические, а не на политические формы". По его словам, он смог бы поддержать террор лишь в том случае, если этот вид борьбы будет подкреплен "…вооруженною борьбою против ближайших врагов крестьянина и рабочего" и вестись будет "с целью взбунтовать народ". Со временем взгляды Кропоткина на революционное насилие стали более жесткими. Он пришел к выводу, что чувство мести, рождающееся в народе по отношению к своим угнетателям, вполне объяснимое в данной конкретной обстановке, "…несовместимо с высшей нравственностью и способно причинить революции лишь вред".
    С 1885 по 1913 год Кропоткин написал свои главные труды: "Речи бунтовщика", "Хлеб и воля", "Взаимная помощь как фактор эволюции", "Записки революционера", "Идеалы и действительность в русской литературе", "Великая французская революция", "Современная наука и анархия". Социальную революцию Кропоткин считал закономерным явлением исторического процесса, "резким скачком вверх", который должен привести к полному уничтожению все институтов власти.

Categories: Share

Leave a Reply